Понимающий, трудолюбивый и любящий детей. Какой он — современный учитель?

Учитель в жизни ребенка — не просто человек, который рассказал основы физики и научил орфографии и пунктуации. Педагоги вдохновляют и мотивируют учеников, служат примером для подражания, а в некоторых ситуациях могут стать опорой и поддержкой. Практически у каждого человека есть теплое воспоминание о учителе. Осознавая роль педагога в воспитании подрастающего поколения, государство многое делает, чтобы поддержать эту профессию. Это и повышение зарплат, и различные льготы, и современное оборудование школ.  А учителя в свою очередь качественно выполняют работу, не только обучая детей школьным предметам, но и показывая личным примером, как любить свою страну. Корреспонденты БЕЛТА в преддверии Дня учителя посетили столичную гимназию №43, чтобы узнать, какой он, современный педагог и как проходит его работа.

Гимназия №43 находится в активно развивающемся Фрунзенском районе Минска. Сегодня в ней обучается более 1,5 тыс. учащихся 1-11-х классов. Старшие классы в гимназии профильные — это военно-патриотический и инженерный профили. Как рассказала директор гимназии Мария Ковалевская, также в школе есть и военно-патриотические 9-е и 5-е классы. Активно в школе развивается и спортивное направление. Ну и, конечно, большое внимание уделяется учебе. «У нас очень активные ребята», — подчеркнула директор.

Активным ребятам нужны активные учителя. И в гимназии они такие. Так, в этом году учитель белорусского языка и литературы Жанна Жданович получила благодарность от председателя Совета Республики Натальи Кочановой. Педагог поделилась, что считает эту награду общей. «Учителя работают в связке с администрацией, с родителями, с учениками. И те победы, которые были у нас на уровне олимпиад и научно-практических конференций, — это победы общие. Дети вместе со мной и всеми нами смогли принести эти победы», — сказала она.

Жанна Жданович поделилась, что у нее не было варианта не прийти в педагогику. Папа обучал ребят в начальной школе, а мама учила русскому языку. «Сначала пробовала другие сферы. Начинала с продавца, потом хотела быть экономистом, даже доктором, но в итоге пошла в педагогический. Потом, как пришла в школу, еще с мамой шутила: она русский язык преподавала в сельской школе, где ребята больше слышали белорусскую речь, а я — белорусский в городской, где все наоборот.  Ни капельки не сожалею об этом. В начале было сложно, но учитель — это призвание. Даже когда летом находишься в отпуске, в августе ты уже понимаешь, что тебе пора в коллектив к своим коллегам и, конечно же, к детям», — поделилась она.

Учитель уверена: ее предмет играет особую руль в воспитании юного белоруса, потому что уроки белорусского языка и литературы влияют на разум, на чувства детей, на их отношение к Родине, родному языку, родной культуре и истории. «И наши дети любят белорусский язык. Они готовятся, выполняют домашние задания, работают на уроках, летом читают литературу. Конечно, есть те, кто увильнет от этого. Но основная масса читает белорусских классиков, а потом мы вместе обсуждаем прочитанное», — рассказала она.
Жанна Жданович поделилась, что современное поколение держит всех педагогических работников в тонусе. «Сегодня они получают больше информации. И это дает возможность и нам вместе с ними быть более информированными», — поделилась учитель.

Она старается не просто научить, но и заинтересовать детей. Так, в 5-х классах часто использует различные игровые формы. «Например, мы с ними периодически устраиваем «Поле чудес». Занимаемся переводом русских слов на белорусский, и это позволяет детям повысить свой словарный запас. Я очень люблю, чтобы дети говорили на белорусском языке. Так, когда мы повторяем домашнее задание, они друг другу три-четыре минутки рассказывают правила, и получается, что в любом случае они уже поговорили на белорусском языке», — рассказала она. А также добавила, что благодаря оснащению гимназии детям можно давать задания, погружающие их в предмет глубже. Например, подготовить презентации, которые потом дети показывают на уроках.

Работа с детьми, особенно с подростками, не самая простая. Иногда тебе нужно быть не только человеком, передающим знания, но и опорой, поддержкой или тем, кто может выслушать, отметила педагог. «Все подростки разные, поэтому стараешься где-то похвалить, где-то использовать «кнут и пряник», где-то не при всех сделать замечание. Но дети слышат тебя. Иногда стоит поговорить с родителями, когда они приходят на родительские субботы. Объясняешь им, что проблема ребенка в активности и энергичности, и нужно их правильно направить. Нет настолько плохих подростков, как они сами себя позиционируют. Всегда можно договориться», — поделилась Жанна Жданович.

Так, учитель уверена: современный педагог — это патриот, который понимает, где работает, в какой стране он живет и каких детей хочет видеть на выпуске. «Современный учитель — тот, который уважает и детей, и коллег, и родителей. Тот, который принимает критику и старается быть лучше. А также тот, кто любит и любим», — добавила она.

Гимназия особенна еще тем, что на ее базе расположен центр допризывной подготовки. Так, учителя центра обучают еще около тысячи учащихся других школ. Занятия ведут шесть преподаватель. Трое работают с девочками и ведут для них медицинскую подготовку. Еще трое работают с парнями, объясняя им азы допризывной подготовки. Среди них — педагог медицинской подготовки и лауреат конкурса «Учитель года Беларуси» Ольга Зеленко. Учитель уверена: курс медицинской подготовки должен пройти каждый.

«Каждый из нас, столкнувшись с ситуацией, где нужна первая помощь, хочет увидеть человека, который готов и знает, как помочь. И мы рассчитываем, что если не мы сами, то кто-то нам поможет, ведь не всегда рядом проезжает скорая помощь. Поэтому я считаю, что это предмет прикладной, и эти знания нужны абсолютно всем. И мы стараемся как можно понятнее и как можно правильнее объяснить детям, насколько важно изучение медицинской подготовки не только для их личной жизни, но и для общества в целом. Ведь они могут стать для кого-то ангелом-хранителем», — сказала она.

Сама Ольга Зеленко по первому образованию медик, но спустя время отучилась и на педагога. Изначально она проработала 10 лет в родильном доме. Потом жизненные обстоятельства привели ее в педагогику, и уже там она решила, что нужно оставаться. «Получается, что всему я училась девять лет. Но на самом деле я обучаюсь до сих пор», — добавила она.
Так, Ольга Зеленко отметила, что с годами поколения меняются, и к каждому нужно находить свой подход. «Конечно, где-то мы подстраиваемся, где-то нам все равно нужно выдать программу. Но мы видим заинтересованность детей в той или иной теме. В какую-то тему можем углубиться сильнее, в какой-то — изучить основы. Сейчас огромное количество информации давит на них, и детям сложно выбрать что-то правильное и верное. Мы помогаем с этим справиться. Поколения меняются, но неизменным остается то, что мы, педагоги, должны помочь им пройти этот путь», — сказала педагог.
Она подчеркнула, что ведение уроков помогает вспоминать ей, каким подростком была она. «Я задаю себе вопрос: «Как бы мне было интересно слушать учителя, чтобы хорошо воспринять материал?». И когда прочувствовал это, то ведешь урок абсолютно спокойно, потому что знаешь, что ты профессионал. Ты этому учился и продолжаешь учиться, ведь профессия учителя подразумевает непрекращающееся обучение», — отметила педагог.

Ольга Зеленко также отметила, что старается рассказать детям, которые хотят пойти в медицину, что же это за профессия. «Это очень сложная профессия, и я знаю, о чем говорю, потому что работала в медицине. И если ты точно знаешь, что нигде себя не видишь, кроме как в медицине, только тогда ты можешь в нее идти. Наши девочки, уже понимая это, ежегодно поступают в медицинские университеты», — поделилась она.

Рассказала Ольга Зеленко и о том, как видит образ современного учителя. «Каждый сам для себя решает, какой он должен быть, исходя из своего мироощущения. Но абсолютно точно учитель должен быть добрым, понимающим, с чувством юмора. Учитель обязательно должен уметь трудиться. И никогда не останавливаться. Мы учим детей учиться, но на самом деле и учитель учится постоянно. Если ты не готов к тому, что ты должен учиться до конца своей жизни, то профессия учителя будет очень сложна для тебя. Ну и, конечно, педагог — это человек, который в первую очередь любит детей», — поделилась мнением Ольга Зеленко.

В гимназии есть все для обучения детей: современные кабинеты, крепкая материально-техническая база, учебные материалы. Но ничего бы не получилось без учителей, горящих своим делом. И так во всей стране. Учителя воспитывают новое поколение, передавая им знания и мотивируя, прививая им любовь к стране.

Фото Павла ОРЛОВСКОГО,

БЕЛТА