Дети с особенностями психофизического развития должны состояться как личности
В любой семье родители мечтают о том, что бы их дети были здоровыми, умными,что бы они росли счастливыми. Но в жизни бывает по-разному. К сожалению, природа не наделила каждого ребенка сильным здоровьем, не дала уникальных возможностей. Что же делать в такой ситуации? Сложить руки или все же попробовать осознать, что быть разными- это нормальное явление. Нет одинаковых людей. Как у гениального талантливого ребенка свои особенности, так и ребенок с нарушениями в развитии имеет особые образовательные потребности. Проблемы в физическом или психическом развитии конкретного ребенка не отрицают в нем самого главного- его человеческой сущности, права на жизнь.
Осенью молодым уткам и лебедям на общественных прудах чуть –чуть подрезают крылья . Они отрастут , но станут короче . И если подрезать крылья из осени в осень, птицы никогда не смогут летать высоко и далеко.
Дети, как птицы. У них тоже «растут крылья». Мы помогаем растить крылья детям способным, талантливым, одаренным, открывая для них двери лицеев и гимназий. Но зачастую «подрезаем крылья» плохо успевающим детям, с особыми потребностями в обучении, упрекая их в бестолковости. Хотя очень часто плохая успеваемость-это не их вина, а их беда.
Самой высокой ценностью на земле признан Человек. Заключение об особенностях психофизического развития ребенка не умаляет его человеческой сущности, а лишь предупреждает нас: этот ребенок нуждается в особых методах обучения и воспитания, в нашем повышенном внимании и участии.
Я учитель-дефектолог и, как любой здравомыслящий человек , не могу согласиться с высказываниями типа: «А зачем на этих детей тратить такие средства? Есть спецшколы, пусть там и учатся. Да и ребенку среди равных проще». Может и проще, но ведь ему все равно надо вливаться в наше общество, найти свое место в нем и выстроить полноценную взрослую жизнь. И чем позднее это будет происходить, тем болезненнее будет для ребенка и его окружения.
Конечно, если ребенок находится в неблагоприятных условиях и социальная ситуация оказывает на него деформирующее влияние, желательно определить его в интернатное учреждение. Если же условия в семье нормальные- приоритетным является обучение в массовой школе по месту жительства. Только в родительском доме ребенок живет полной жизнью , а не готовится к ней.
Число детей с особенностями психофизического развития увеличивается, и эти дети не просто нуждаются в нашем милосердии. Они должны состоятся как личности, адаптироваться к условиям социальной действительности.
Я уверена, если сегодня в стране строятся новые школы (а они строятся!), у страны есть будущее. Если государство проявляет действенную заботу о детях с проблемами в развитии- значит, есть будущее у нации!
Татьяна Кистень,
учитель-дефектолог ГУО «Турецкая средняя школа»