2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. Семь основных мифов об аутизме
2 апреля по инициативе ООН с 2007 года отмечается Всемирный день распространения информации об аутизме с целью обратить внимание на необходимость повышения качества жизни людей с этой особенностью развития. Причины аутизма остаются не до конца ясными, а критерии его диагностики стали гораздо шире, чем в 70–80-х годах прошлого века. Как следствие, вокруг аутизма собралось огромное количество мифов.
Миф 1: люди с аутизмом странные, но гениальные
Все люди с аутизмом очень разные, каждый человек — уникален. Несмотря на одинаковый диагноз, это целый спектр расстройств, а значит, уровень выраженности трудностей, связанных с социальной коммуникацией и социальным взаимодействием, а также повторяющимся поведением и особенностями обработки информации, может быть любым – от легкого до тяжелого. У каждого свои сильные стороны, потребности и предпочтения. У некоторых людей есть выдающиеся способности, они успешно работают и адаптируются, а у некоторых – выраженные трудности с бытовыми навыками, коммуникацией, обучением и многим другим. Не следует думать, что знаете всё о человеке по его диагнозу. Это лишь маленькая часть личности человека.
Миф 2: людей с аутизмом очень мало
Центры по контролю и профилактике заболеваний США опубликовали в 2020 году новую статистику по аутизму. Расстройство аутисческого спектра (РАС) встречается у каждого 36-го ребенка в возрасте 8 лет (прошлый показатель составлял 1 из 44). Но даже если бы мы не признавали американскую статистику, то официальные цифры Всемирной организации здравоохранения – 1 на 100 при условии, если эти исследования проводятся с использованием тех же диагностических критериев. В любом случае аутизм выводится в число самых распространенных нарушений развития: РАС встречается чаще, чем синдром Дауна, церебральный паралич и онкологические заболевания, вместе взятые.
Миф 3: прививки вызывают аутизм
К сожалению, это один из самых опасных и одновременно распространенных мифов. Виной всему недоброкачественное и местами ложное исследование британского врача Эндрю Уэйкфилда, опубликованное в 1988 году. Все последующие 30 лет ученые тщательно исследовали возможную связь прививок и аутизма и доказали, что ее нет. Настоятельно рекомендуется делать детям прививки согласно прививочному календарю после консультации с педиатром.
Миф 4: аутизм можно вылечить, если очень постараться
Не стоит ждать, что аутизм будет вылечен и откладывать поход в детский сад, школу, переводить ребенка на домашний режим, избегать посещения общественных мест, как это происходит в ситуациях, когда ребенок болен. Расстройство аутистического спектра – это нарушение в развитии, с которым человек рождается и живет всю жизнь. Аутизмом нельзя заразиться, но и лекарств, способных повлиять на ключевые дефициты аутизма, пока нет.
Миф 5: если человек с аутизмом не пользуется речью, то у него низкий уровень интеллекта
У некоторых людей с РАС наблюдаются проблемы с устной речью, они используют для общения средства дополнительной или альтернативной коммуникации (картинки, написанные слова, устройства с голосовым выходом). Некоторые люди с РАС используют речь в одних ситуациях (например, дома, со знакомыми людьми), но не используют в других (школа, общественные места). Это отражает их трудности в коммуникации и социальных навыках, но не связано с уровнем их интеллекта.
Миф 6: во всем виноваты родители
Иногда от незнания люди считают, что аутизм обусловлен плохим обращением родителей с ребенком, отсутствием должного воспитания или является следствием нездорового или неправильного образа жизни родителей. Но действительность такова, что ребенок с аутизмом может родиться в любой семье, у любой матери, а раннее нарушение отношений между родителем и ребенком не может вызвать аутизм.
Миф 7: люди с аутизмом агрессивны
Агрессия не входит в диагностические критерии РАС. Просто некоторым детям с аутизмом труднее выражать и регулировать свои эмоции, если у них нет средств коммуникации. У такого ребенка может быть повышенная чувствительность к определенным звукам, запахам, тактильным ощущениям, он может кричать, если ему некомфортно или если он хочет что-то сказать, но не может это сделать социально приемлемым способом. Поведенческие программы помогают справиться с такого рода проявлениями.
Чтобы наше общество в будущем стало инклюзивным, родителям уже сейчас необходимо объяснять своим детям, что все люди на земле разные и при этом все они имеют равные права, и могут быть полноценной частью общества вне зависимости от ментальных или физических нарушений.
Оксана Самец, учитель ГУО «ЦКРОиР Кореличского района»